Приложение №1

к положению  о проведении весеннего

студенческого слета туристов г. Томска

   (36-го  слета  туристов  ТПУ)  

 

Условия проведения соревнований

по туристскому многоборью.

 

1. Дистанции соревнований.

                - класс дистанций:

 «Полоса препятствий» Б - 1го класса

                                П-перила

                                Переправа по бревну

                                Узлы

                                Постановка палатки

                                Транспортировка «пострадавшего» на носилках

                                Медэтап

                                Топография

«Полоса препятствий» А - 2го класса

Навесная переправа

П-перила

Выход из трещины

- при постановке дистанций соревнований некоторые технические этапы «Полосы        препятствий» имитируются  на доступном рельефе местности, деревьях.

- «пострадавший» на транспортировка определяется жеребьёвкой непосредственно на  этапе;

- один из участников команды может не участвовать в жеребьевке.

 

2. Описание этапов: Полоса препятствий.

                                                 

 

Класс "Б"

1. П-перила. Крутизна склона - не более 50-ти градусов.

 Длина каждого участка не более 20-ти метров. Рабочая и опасная зоны этапа маркированы. Начало подъема и окончание спуска - на земле.

Все пункты страховки, разрешённые к использованию, маркированы.

Команда проходит этап по готовым судейским перилам с самостраховкой или верхней командной страховкой. Все пункты страховки и самостраховки - судейские. Самостраховкой считаются: скользящий карабин на горизонтальных участках и схватывающий узел на вертикальных.

Запрещается страховка одной веревкой со старта на финиш и наоборот.

КВ = 40 мин.

 

2. Переправа по бревну. Длина переправы - не более 20 м. Рабочая зона ограничена маркировкой. Опасная зона ограничена естественным препятствием. Деревья, используемые в качестве опоры, маркированы.

Первый участник переправляется по бревну с соблюдением всех правил безопасности, Страховочная и сопровождающая веревки крепятся через скользящие карабины в боковую часть страховочной системы. Остальные участники переправляются по командным перилам.

                При организации и снятии переправы запрещается  использовать саморазвязывающиеся системы и узлы.

КВ = 40 мин.

 

3. Узлы. Каждый член команды получает билет с названиями трех узлов. Помощь со стороны других участников исключается.

КВ = 3 минуты.

Список возможных узлов:   - булинь;  восьмерка-проводник; схватывающий; штык;  стремя; греп-вайн; австрийский проводник; брам-шкотовый; двойной булинь; узел Бахмана;- встречная восьмёрка.

 

4. Бивак. На этапе команде предоставляется: двускатная палатка с 2-мя стойками и колышками, котелок, два литра воды, примус. Начало и окончание этапа – построение команды на линии старта.  При прохождении этапа необходимо установить палатку, разжечь костер (судится количество спичек) и вскипятить в судейском котелке воду. Запрещается  использовать искусственные горючие материалы для розжига костра, дрова команда заготавливает заранее.

КВ = 25 минут.

 

5. Транспортировка «пострадавшего» на носилках. Команда осуществляет изготовление транспортировочного средства и подготовку «пострадавшего» к транспортировке на нём. Команда использует собственные жерди. Носилки изготавливаются из подручных средств.

До начала транспортировки судья проверяет правильность и надежность носилок.

Протяженность участка транспортировки - 500 м.

 

6. Мед этап. Команде предоставляются шины, указывается травма. Участники оказывают первую помощь «пострадавшему» и отвечают на вопросы на медицинские темы.

                                Список возможных травм и заболеваний:

                - перелом голени;

                - перелом предплечья;

- черепно-мозговая травма;

-травма позвоночника.

- укус клеща

- обморожение, ожоги

- расстройство пищеварения

 

Время, затраченное на этап в зачет не идет.

 

7. Топография. Команде предоставляются карта, компас, фломастер.  Проверяются навыки ориентирования на местности с компасом, знание топографических знаков и основ топографии.

 

Время, затраченное на этап в зачет не идет.

 

Класс "А"                       

1. Навесная переправа. Переправа осуществляется через реку. Длина переправы - не более 20 м. Рабочая зона ограничена маркировкой. Опасная зона ограничена естественным препятствием. Деревья, разрешённые к использованию в качестве опоры, маркированы. Между ними натянута судейская страховка. Пункты страховки и самостраховки команда организует самостоятельно.

                Команда самостоятельно навешивает переправу и снимает её с другого берега после переправы последнего участника. Первый участник переправляется по судейской веревке с соблюдением всех правил безопасности, страховочная и сопровождающая веревки крепятся через скользящие карабины в боковую часть страховочной системы. Конец страховочной веревки закреплен, на конце транспортировочной веревки обязателен узел. Страхующий на самостраховке. Узел между опорой и переправляющимся участником  не допускается, на веревке обхватывающей дерево допускается. Длина уса самостраховки - не более 1,5 метра. При переправе нагружение судейских перил судится как намокание участника. Точки крепления участника к перилам на переправе - не менее двух.

                Порядок пристегивания к перилам:

1. К командной страховке.

2. Усом самостраховки к судейским перилам.

3. К перилам.                                                                                                                     

                При организации и снятии переправы запрещается  использовать саморазвязывающиеся системы и узлы.

 КВ= 1 час

 

 2. П-Перила. Общая длина этапа не более 40 м. Крутизна склона – до 90 градусов. Рабочая и опасная зона маркированы. Все пункты страховки, разрешенные к использованию, – промежуточные и для организации станции маркированы, свои пункты организовывать нельзя. Наверху будет сдвоенная петля для организации страховки и самостраховки. Оговорено, что начало этапа, находится на земле. 2 участника

                Первый участник поднимается по судейским перилам с нижней командной и верхней судейской страховкой, используя промежуточные судейские пункты страховки. При движении по вертикальным перилам для остальных обязательна верхняя командная страховка. На горизонтальном участке перил первый и последний участник двигаются с командной и судейской перильной страховкой, используя судейские промежуточные пункты страховки. Для остальных участников команды страховкой являются командные горизонтальные перила и командная страховка с одной стороны. На участке возможна перестежка. Спуск осуществляется с верхней страховкой по перилам, организованным командой. Последний участник спускается по перилам с самостраховкой схватывающим узлом и верхней судейской страховкой. Продергивание через судейский карабин. Допускается спуск последнего на ФСУ предназначенном для работы на двойной веревке (проверенное перед стартом зам. главного судьи по безопасности), в этом случае участника должны подстраховывать снизу (придерживать веревку). Перила можно делать из одной веревки (подъем , траверс, спуск) на отдельных крючьях, если позволяет длина веревки.  Для организации и снятия перил запрещено использовать само развязывающиеся системы и узлы. Запрещено сквозное прохождение этапа.

Запрещается страховка одной веревкой со старта на финиш и наоборот.

КВ =25 мин.

 

3.  Выход из трещины. По легенде связка из двух человек находится на опасном ледовом участке,  выше бергшрунда. Двое участников, сорвавшись,  падают в бергшрунд и повисают на страховочных крючьях. Один из участников получает серьезные травмы (перелом руки). Задача второго участника – самостоятельно выбраться из трещины и организовать подъем пострадавшего любым из классических способов выхода из трещины.

Состояние пострадавшего удовлетворительное. В качестве примера можно рекомендовать подъем с помощью двух веревок, попеременно подтягиваемых и фиксируемых зажимами. Пострадавший и работающие участники определяются жеребьевкой. Все судейские точки страховки, необходимые для организации станции, готовы и маркированы. Опасной зоной является вся рабочая зона этапа. Окончание - включение самостраховки «пострадавшего» в судейские перила наверху. Судейские перила для подъема пострадавшего не используются. Вытаскивать «пострадавшего» просто руками на веревке нельзя. Использование зажима «пострадавшим» не разрешается. Помощь остальной команды  исключается.  На этапе используется одна судейская  веревка длиной 20-25 метров, использование других веревок запрещено.

  КВ = 25 минут.

 

3. Требования к страховке и самостраховке.

- точка закрепления страховочной верёвки должна находиться не ниже уровня груди;

- командная страховка осуществляется только через карабин (допускается ФСУ, блокированное карабином). 

- на вертикальных участках дистанции (класс «А») каждый участник должен иметь верхнюю командную страховку (первый при подъёме и последний на спуске - верхнюю судейскую страховку, которую участник сам, по указанию судьи, подключает в свою блокировку специальным судейским карабином;

- при траверсе склонов страховкой являются горизонтальные перила (для первого и последнего участников - горизонтальные судейские перила)  и (класс А) + командная страховка с одной из сторон;

- длина самостраховки не должна превышать 1,5 метра;

- длина  самостраховки во время прохождения горизонтальных перил не должна превышать длины вытянутой руки;

- при организации страховочных станций и локальных петель на пунктах страховки (если это разрешено на данном этапе) необходимо руководствоваться принципом: на одинарном участке основной верёвки может находиться только один участник,  на двойной - любое количество участников. 

- допускается использовать маркированное дерево, как надёжный скальный выступ, для организации станции;

- маркированный пункт страховки (петлю) может использовать только один участник;

- для организации станции необходимо использовать не менее 3-х пунктов страховки;

- все механические средства передвижения (жумар,  самохваты,  кулачки,  зажимы) не являются средствами страховки,  самостраховки;

- не допускается использование всех видов зажимов для присоединения систем для натяжения к натягиваемой верёвке.

-  перчатки (целые) должны использоваться обязательно при движении по перилам (в том числе и на переправе) и при другой работе с веревкой когда возможно повреждение рук (спуск, вытягивание нагруженной веревки и др.) - кроме страховки, страховка только в верхонках.

4. Прохождение дистанций.

- время прохождения дистанции фиксируется от старта до финиша;

- время прохождения каждого этапа ограничивается контрольным временем, по истечению которого команда снимается с этапа (превышение КВ в пределах минуты - в пользу участника); 

- КВ каждого этапа устанавливается судьями - визуально или по результатам судейского прохождения этапов;

- если по прибытию последующей команды предыдущая ещё не освободила этап, судья этапа обязан вовремя произвести отсечку времени;

- команда начинает работу на этапе только после построения в полном составе на линии старта;

- все технические этапы имеют ограниченную рабочую и опасную зоны;

- опасная зона (условная или настоящая) предусматривает нахождение в ней участника с соблюдением мер безопасности;

- команда может быть снята с этапа (в соответствии с положением)  только главным судьёй, или замом главного судьи по виду;

- все конфликты и спорные вопросы по протестам решает главный судья в присутствии ст. судьи этапа, судьи этапа с одной стороны, и представителем команды, капитаном, и участником команды с другой стороны.

 

5. Старт - финиш:

- каждая команда накануне соревнований проходит жеребьёвку и стартует

согласно выпавшему номеру;

- старт команд даётся с временным интервалом;

- к старту не допускаются команды не прошедшие техническую комиссии;

-  опоздание к месту старта команда наказывается штрафом и через 10 минут снимается с соревнований. Отсутствие необходимого минимума личного снаряжения не является основанием для переноса стартового времени и опоздания на старт.

-   команда должна явиться для прохождения предстартовой проверки не позднее чем за 15 минут до старта;

- финиш определяется по последнему участнику;

- после финиша осуществляется проверка снаряжения;

- всю оперативную информацию о временных показателях прохождения дистанции и отдельных этапов предоставляет только судья - информатор, судьи на этапах и секретариат справок не дают.

 Представители команды могут сопровождать команды по дистанции (без нахождения в рабочих и опасных зонах), но давать советы и разговаривать с командой на этапе не имеет права, за подсказки команда штрафуется от 1 до 10 балов на усмотрение судьи ( в табл. штрафов - “Пререкание с судьей”

 Все вопросы по условиям, разъяснениям к штрафам будут обсуждаться на судейской с представителями команд, капитанами. Протокол судейской будет являться официальным документом при рассмотрении протестов, как дополнение к “Условиям”.

 


Таблица штрафов для класса «А»

П-перила.

№ п/п

Нарушение

Штраф в баллах

1.

Невыполнение указаний судьи по предотвращению действий создающих угрозу безопасности (участников , судей и т.д.).

Снятие

2.

Срыв верхнего участника с повисанием на судейской страховке

10

3.

Срыв с самозадержанием

5

4.

Потеря страховки (судейской или командной)

10

5.

Прекращение (отсутствие) страховки

5

6.

Неправильная страховка , самостраховка.

3

7.

Нахождение на одном участке перил более1го человека.

5

8.

Пропуск пункта промежуточной страховки.

5

9.

Потеря основной веревки или каски

10

10.

Не завинченная муфта карабина (кроме промежуточных)

1

11.

Потеря снаряжения(кроме каски и основной веревки)

1

12.

Потеря устойчивости при движении по перилам.

1

13.

Работа с веревкой без  рукавиц (перчаток).

1

14.

Неправильный спуск (подъем) по веревке.

2

15.

Неправильно завязанный узел.

2

16.

Пререкание с судьей.

1...10

 

Навесная переправа.

№ п/п

Нарушение

Штраф в баллах

1.

Невыполнение указаний судьи по предотвращению действий создающих угрозу безопасности (участников, судей и т.д.).

Снятие

2.

Окунание участника в воду с головой.

10

3.

Заступ за контрольную линию (воду).

5

4.

Потеря страховки (судейской или командной)

10

5.

Прекращение (отсутствие) страховки

5

6.

Неправильная страховка, самостраховка.

3

7.

Намокание участника

5

8.

Потеря основной веревки или каски

10

9.

Не завинченная муфта карабина.(кроме вспомогательных)

1

10.

Потеря снаряжения(кроме каски и основной веревки)

1

11.

Неправильно завязанный узел.

2

12.

Пререкание с судьей.

1...10

13.

Работа с веревкой без  рукавиц (перчаток).

1

 

Выход из трещины.

№ п/п

Нарушение

Штраф в баллах

1.

Невыполнение указаний судьи по предотвращению действий создающих угрозу безопасности (участников, судей и т.д.).

Снятие

2.

Падение “пострадавшего”.

10

3.

Опрокидывание “пострадавшего”

5

4.

Неправильная страховка, самостраховка.

3

5.

Потеря основной веревки или каски

10

6.

Не завинченная муфта карабина (кроме промежуточных)

1

7.

Потеря снаряжения (кроме каски и основной веревки)

1

8.

Потеря устойчивости при движении по перилам.

1

9.

Пререкание с судьей.

1...10

10.

Неправильно завязанный узел.

2

11.

Работа с веревкой без  рукавиц (перчаток).

1

 


Таблица штрафов для класса Б.

П-перила.

№ п/п

Нарушение

Штраф в баллах

1.

Невыполнение указаний судьи по предотвращению действий создающих угрозу безопасности (участников, судей и т.д.).

Снятие

3.

Срыв с самозадержанием

5

4.

Потеря страховки (судейской или командной)

10

5.

Прекращение (отсутствие) страховки

5

6.

Неправильная страховка, самостраховка.

3

7.

Нахождение на одном участке перил более1го человека.

5

8.

Пропуск пункта промежуточной страховки.

5

9.

Потеря основной веревки или каски

10

10.

Не завинченная муфта карабина (кроме промежуточных)

1

11.

Потеря снаряжения (кроме каски и основной веревки)

1

12.

Потеря устойчивости при движении по перилам.

1

13.

Работа с веревкой без  рукавиц (перчаток).

1

14.

Неправильный спуск (подъем) по веревке.

2

15.

Неправильно завязанный узел.

2

16.

Пререкание с судьей.

1...10

 

Переправа по бревну.

№ п/п

Нарушение

Штраф в баллах

1.

Невыполнение указаний судьи по предотвращению действий создающих угрозу безопасности (участников, судей и т.д.).

Снятие

2.

Заступ за контрольную линию (воду).

5

3.

Потеря страховки (судейской или командной)

10

4.

Прекращение (отсутствие) страховки

5

5.

Неправильная страховка, самостраховка.

3

6.

Падение с бревна первого участника

                                            Остальных

10

5

7.

Потеря основной веревки или каски

10

8.

Не завинченная муфта карабина (кроме вспомогательных)

1

9.

Потеря снаряжения (кроме каски и основной веревки)

1

10.

Неправильно завязанный узел.

2

11.

Пререкание с судьей.

1...10

12.

Работа с веревкой без  рукавиц (перчаток).

1

 

 

Палатка

№ п/п

Нарушение

Штраф в баллах

1.

Судится правильность установки и отсутствие морщин на скатах.

Без штрафов

2.

Пререкание с судьей.

1...5

Узлы

№ п/п

Нарушение

Штраф в баллах

1.

Неправильно завязанный узел (ошибка при вязке, отсутствие контрольного узла , перехлест веревки, использование не по назначению, изменение рисунка узла и т.д.)

 

2

 

2.

Узел не расправлен

1

3.

Незнание узлов

5

4.

Пререкание с судьей

1...5

Вязка носилок

№ п/п

Нарушение

Штраф в баллах

1.

Неправильная вязка носилок

5

2.

Деформация носилок после переворота

                                                Разрушение

2

5

3.

Падение пострадавшего при перевороте

5

4.

Неправильная транспортировка "пострадавшего" (вниз головой)

2

5.

Неправильная фиксация "пострадавшего"

2

6.

Пререкание с судьей

1...5

 

1.Разьяснение таблиц штрафов.

 

1.1.Если одно нарушение влечет за собой возникновение еще одного или нескольких нарушений, подлежащих штрафу, то на участника налагается штраф за каждое из них.

1.2.При прохождении дистанции командой судьи по технике фиксируют ошибки, отмечают нарушения в судейских карточках и оповещают о них участников, а если данная ошибка ведет к нарушению безопасности, требуют ее устранения, вплоть до остановки участника или команды. За невыполнение требований судьи команда может быть снята с дистанции.

1.3.Следить за правильным положением судейской страховки обязаны сами участники. Прикрепление судейской страховки к участнику и снятие ее выполняется под контролем судьи. Если участник предпринял попытку начала движения без судейской страховки, судья обязан остановить его, потребовать прикрепления к судейской страховке и проконтролировать его(визуально). При этом никаким штрафом команда не наказывается.

1.4.Нарушения, наказываемые штрафом “снятие” должны фиксироваться не менее, чем двумя судьями. Решение о снятии команды с дистанции принимает главный судья соревнований или зам. главного на дистанции(по виду).

1.5.Если допущенные участниками соревнований нарушения не оговорены Правилами, Положением, Условиями или настоящими рекомендациями, то они оцениваются с точки зрения действующих правил техники движения и страховки в альпинизме и горном туризме.

1.6.По условиям проведения соревнований, прохождения дистанции, таблицам штрафов и другим вопросам судейства официальными являются разъяснения главного судьи соревнований, на дистанциях - его заместителей.

 

2.ТЕХНИКА.

2.1. Срыв верхнего участника с повисанием на судейской страховке - 10 баллов.

Нарушением считается полный срыв участника  (т.е. потеря всех точек опоры на рельефе) с прекращением падения благодаря судейской страховке.

Верхним является участник, обеспеченный нижней командной страховкой, т.е. когда верхний пункт , в карабин которого заложена веревка командной страховки находится ниже ног страхуемого. При траверсе участник, обеспеченный односторонней командной страховкой, считается верхним, а обеспеченный двусторонней командной страховкой  или односторонней командной страховкой и командными перилами, считается нижним.

Если при срыве одновременно сработали судейская и командная страховка и установить, какая из них предотвратила падение невозможно, вопрос решатся в пользу команды.

2.2. Потеря страховки (судейской или командной) - 10 баллов.

Отсутствие страховки или невыполнение ею своей функции.

Нарушением считается:

- конец страховочной веревки отстегнулся на маршруте от страховочного  пояса  участника, самостраховка отсутствует и страховку нельзя восстановить самостоятельно без нарушения  Правил соревнований или Условий;

2.3. Прекращение (отсутствие) страховки - 5 баллов.

Нарушением считается временное отсутствие у участника страховки или самостраховки. Страховку или самостраховку можно восстановить самостоятельно без нарушения  Правил соревнований или Условий;

Нарушением считается:

1.Прекращение страховки страхующим:

- выпуск веревки из рук;

- неправильная смена страхующего.

2.Потеря страховки страхуемым:

- начало движения без командной страховки;

- спуск последнего без схватывающего узла при отсутствии верхней командной страховки;

- неправильная замена страхующей веревки.

 

3.Неправильный переход от страховки к самостраховке:

- снятие с самостраховки без командной страховки;

- прекращение командной страховки при отсутствии самостраховки.

4.Неправильная перестежка на перилах (при отсутствии командной страховки) - отстегивание от одного участка перил до пристегивания к другому.

2.4. Неправильная страховка -3 балла.

Страховка, которая не может обеспечить удержание страхуемого при срыве или вызвать опасные последствия для страхующего.

Штраф дается один раз за неправильно выполненный прием в пределах участка маршрута на каждого участника.

Нарушением считается:

1.Неправильные действия страхующего:

- страховка одной рукой (т.е. другой рукой страхующий выполняет действия не относящиеся к страховке - распутывает веревки, передает или поправляет снаряжение и т.д.). Если веревка сдвоена то нарушение отсутствует;

- не закреплен конец страховочной веревки;

- страховка без рукавиц;

- касание руками карабина, через который осуществляется страховка;

При этом имеется ввиду, что различные приспособления для страховки (шайба Штихта, узел Гарда и т.д.) снимают ряд  вышеперечисленных требований.

2.Неправильные действия страхующего:

- большое провисание страховочной веревки - ниже ступней страхуемого при верхней страховке;

3.Неправильное завязывание узла на элементах страховки и самостраховки.

2.5. Работа с веревкой без рукавиц (перчаток). -1 балл.

Нарушением считается:

- работа с веревкой когда возможно повреждение рук, например вытягивание нагруженной веревки (палиспаст , переправа и др.). Не считается нарушением, если веревка просто расправляется, маркируется и т.д.

2.6. Неправильный спуск (подъем) по веревке - 2 балла.

Нарушением считается:

- потеря устойчивости при спуске (подъеме);

- выпуск веревки регулирующей рукой (штраф не считается если спускающийся закрепил спусковую веревку, например сдвоил, или страхующий закрепил командную страховку);

- спуск (подъем) без рукавиц (перчаток);

- спуск (подъем) по веревке без узла на конце (если  есть пункт страховки узел должен быть вщелкнут туда)

 

2.7. ”Пострадавший” оказывает помощь - 3 балла.

Нарушением считается:

- если “пострадавший” производит действия во время подготовки к транспортировке или во время движения. Если оговорен характер травмы - руки или ноги , штрафуются работа “больными” органами.

Допускается поправлять личные вещи, защищать лицо от соприкосновения с рельефом, снаряжением  и т.д.

Допускаются также словесные подсказки.

2.8. Опрокидывание ”пострадавшего” - 5 баллов.

Судится на этапе “Извлечение пострадавшего из трещины”.

Нарушением считается:

- зависание “пострадавшего” в положении, когда ноги находятся  на уровне плеч или выше,

без повисания на самостраховке и без потери опоры ног.

2.9. Деформация носилок после переворота, разрушение -2 и  5 баллов.

Деформацией носилок считается ослабление крепления в крестообразном сочленении жердей до такой степени, которая дает им возможность смещаться, уменьшая ширину  носилок до 1/3.

Разрушение носилок - распад полностью одного или более угловых сочленений.