На главную
Горные районы
Доска объявлений

Тутальские скалы

Кто располагает дополнительными сведениями по дальним и ближним скалам, пожалуйста, поделитесь - тогда будет больше новых и интересных маршрутов известны большему числу энтузиастов! Пишите веб-матсеру.

Тутальские скалы расположены на правом берегу р. Томи в районе г. Юрга неподалеку от станции Тутальская, от чего они и получили такое название. Скалы представляю собой подмываемые рекой обнажения сланцев высокого и крутого правого берега. Различают Ближние и Дальние скалы.

Тутальские скалы (фото А.Соколова)

Ближние скалы

• Дорога:

На электричках: примерно в половине первого ночи со ст. Томск 1 отходит электропоезд до Тайги. Через два часа он приезжает в Тайгу, где нужно переждать остаток ночи - до половины шестого. Далее на электричке "Тайга-Болотная" доехать до станции Тутальская (примерно час-полтора от Тайги). Выйдя на перрон необходимо идти по тропинке вдоль линии железной дороги по направлению к Юрге с левой стороны. Постепенно тропинка углубляется в деревню, напротив магазина нужно свернуть налево в проулок, где обычно очень грязно. Проулок очень короткий , через 70 метров он слегка поворачивает направо и выводит к асфальтированной дороге. С дороги видно просеку в березовой роще. Двигаемся по ней, слева - конюшня. Минут через 20-25 после перехода через ручей дорога вновь заходит в деревню, в конце упирается в ворота пионерского лагеря. Нужно пройти через лагерю слегка по диагонали направо. Там начинается тропинка, которая ведет на скалы. Сначала через один мостик и через лес выходит к мощной просеке с ЛЭП, далее мимо еще одного поселения, пионерского лагеря и дач к еще одному мосту. За мостом - опять пионерский лагерь. За ним подъем в горку и потом тропинка идет по береговому леску и выводит к месту стоянок.

На автобусе: зимой или ранней весной, когда на реке еще есть крепкий лед, можно доехать до Юрги, до военного городка и остановится прямо напротив скал, перейти реку по льду (острожно!).

На барже: поздней весной и летом можно на автобусе добратся до пристани г. Юрга и достаточно недорого (при условии большой группы) договорится и на барже доплыть до скал. Баржа причаливает возле скалы Пти-Дрю.

• Стоянки: во время соревнований каждый томский клуб останавливается на своей традиционной стоянке, так что лучше сразу идти на свое место. Стоянки находятся на высоком берегу над скалами и разбросаны на некотором удалении друг от друга - здесь уже не так много дров. Вода в роднике в самом дальнем распадке. Дрова в лесу в строне противоположном от реки.

• Маршруты:

Пти-Дрю: выход от тактовского лагеря, вниз к реке, направо и сразу по осыпи наверх. Характерным признаком является береза у подножья скал. Навеска страховки сверху, подход справа если стоять лицом к скале, там набиты крючья. После навески первой веревки, со страховкой через нее навешиваются все остальные. Трасса не сложная, хотя есть интересные трудные участки - внутренний угол (с левой стороны), где нужно лезть спиной к скале в распор, угол по центру плиты.

Мужское зеркало: большая плита с беговыми трассами: страховка навешивается на длинной полочке, там есть крючья. Подход к навеске сверху. На мужском зеркале традиционно проводится этап подъем с пострадавшим в классе "А" на соревнованиях по спасработах в горах зимой.

Женское зеркало: неширокая плита с трассами для женщин на сложность, навеска сверху через железные крюки.

Уголок: находится между Зеркалами, здесь в 2000 году проводились Домбайские связки. Трасса навешивается на закладках или нужно бить крючья.

Женщина: Справа от Пти-Дрю характерный выпуклый выступ с наклонной полочкой под ним, навешивается сверху, однако очень осторожно- скалы в этом месте сильно разрушены и камнеопасны. Но маршрут сложный. Есть упрощенный вариант -"Капролиты", позволяющий слева подойти на полочку и посмотреть на кучу птичьего помета в ее верхней части.

Ишим: самая крайняя скала, плоская плита с мелкими зацепами, страховка навешивается сверху через железные крюки, подойти можно справа по ступенчатым скальным полкам. Здесь удобно учиться ходить на жумаре.

На Дальних скалах

Дальние скалы

• Дорога:

На электричках: из Томска до ст. Тутальской поъезд полностью идентичен предыдущему варианту. Далее пройдя через здание вокзала ст. Тутальской выйти на ближайшую улицу, которая идет перпендикулярно линии железной дороги на юг через деревню. Граница деревни - асфальтированная дорога - за ней поля, справа по ходу на некотором отдалении селскохозяйственные сооружения. Продолжить движение по полевой дороге в том же направлении. Перейти через овражек по мосту (1 ряд деревьев) затем еще через поля по дороге, еще один ряд деревьев, затем опять поля, затем в далеке будет виден полоска берез, дорога ведет точно на их левый край и выводит на обзорную точку на берегу реки Томи. Отсюда дорога ведет вниз, на противоположном берегу наблюдается Юргинский танковый полигон и впереди немного слева по ходу береговое возвышение - это и есть Дальние скалы. Далее нужно спуститься по дороге к реке. Тут еще есть указатели для судов. Перейти через глиняный овражек, затем через ручей - по бревну и потом подняться по тропе на верх скал, через некоторое время начнется спуск, с его верхней точки видно поляну стоянок.

На барже: аналогично тому, как плыть на барже до ближних скал, только в два раза дальше (и соотвественно дороже)

• Стоянки: выше скал по течению реки на низком берегу между склоном и зарослями тальника замечателные полянки. Дрова- в зарослях тальника, вода в роднике - в дальнем распадке за поляной.

• Маршруты:

Крокодил: стена с достаточным количеством непростых зацепов крутизной 80-90 градусов, в верхней половине наклонная трещина. Навеска страховки сверху за арматуру и вбитые крюки (длинная локалка порядка 15 метров). Подход снизу, ранней весной - безопаснее сверху.

Конь: внутренний угол, на трассе есть маркировка по метрам. Внизу карниз, обходится для простоты справа, слева трудная трасса. Навеска сверху, спуск к мест навески по гребешку на полочку, веревка 50-60 метров.

???: навеска видна с верхней тропинки, мощные три крюка вбиты над скалой сразу за пониженеим с отдельно стоящими березами.