На главную
Новости
История
Деятельность
Библиотека
Горные районы
Доска объявлений

Ничего не обещаю, но погулять - погуляете!

Карта!

Дистанция должна быть таковой, чтобы не все дошли до финиша. Какой то процент участников должны обязательно сойти. Иначе маршрут слишком прост (Принцип организации соревнований по ПСР)

С такими мыслями этот марафон задумывался.

Для начала немного истории. В сентябре месяце 2002 года Андрей Сипайлов, председатель Томской федерации туризма, рассказал, что в свое время они несколько раз ходили по буреломам к востоку от железнодорожной ветки Томск-Тайга от остановочной площадки Пихтач (третья остановка в сторону Мариинска) и хотели выйти в Басандайку, но получалось лишь дойти либо до Сураново, либо до разъезда 11 километр. Мы решили попробовать и пройти этот маршрут полностью. Как это было в 2002 году можно прочитать здесь.

В 2003 году через неделю после Большого марафона "Томская кругосветка" мы снова организовали свое клубное мероприятие, назвав его "Клуб друзей Ивана Сусанина", и вместе с двумя кедровскими командами прогулялись до Басандайки. Соревновательного момента в тот год особо не было - мало участников, боязнь заплутать - сделали свое черное дело. Но район понемногу стал осваиваться.

Перефразируя латинскую поговорку, скажем - "Нельзя дважды войти в один и тот же Пихтач". Район настолько своеобразен, дик, заброшен и как следствие настолько далек от урбанизации, следы лося в нем - не редкое явление, что дважды по одному и тому же пути в точности пройти вряд ли получится. Кроме того, столько неизведанного таится в чащах - кресты, заброшенные десятилетиями деревни, старые просеки, избы охотников, заросшие дороги и тропки, многочисленные низовые болота вдоль рек. Старые, не очень точные карты, ровно как и трудная для чтения и привязки местность - все говорило о том, что район просто создан для соревнований по пешеходному ориентированию.

Сделали положение о клубном марафоне. Со сроками правда вышла накладка. Из-за переноса малого марафона "Томская кругосветка" время проведения обоих мероприятий совпало. Поэтому мы не смогли поучаствовать в малом, а другие команды вынуждены были выбирать, куда пойти. Изюминкой перехода Пихтач-Басандайка было малое количество контрольных пунктов, короткая, но сильно пересеченная и не приспособленная для стремительного прохода дистанция (хотя по прямой всего 52 км). Элементом ориентирования был не поиск замаскированных КП, а сложные переходы между ними. Еще мы решили провести мероприятие на месяц раньше, чтобы не было ориентирования по снежным следам, хотя природа внесла свои коррективы.

ПОДГОТОВКА

Мечта любого главного судьи - вместо организации мероприятия самому поучаствовать в нем и провести его с минимумом затрат. Вот у нас постоянно и получается реализовать эту мечту. Автор этих строк выступал в роли и участника и организатора одновременно, при нашей схеме одно другому не мешает.

Два контрольных пункта были поставлены (поставлены это громко сказано - на карте были просто отмечены две точки с описанием из самой карты) таким образом, чтобы не было разночтений в их поиске - т.е. КП находились однозначно и точно определенно. Каждая команда получала наборчик "СДЕЛАЙ САМ" из четырех призм (красно-белый прямоугольник). Первая команда, вышедшая на КП ставила его, остальные подтверждали его посещение контрольными записками. Фактически роль судьи сводилась к тыканию пальцем в карту поглубже в район, чтобы заманить туда участников, подготовить комплект документов и пригласить всех желающих. Знание местоположения КП заранее в этом случае не давало никакого преимущества.

Призовой фонд в виду отсутствия иного финансирования формировался из оргвзноса команд - 20 руб. с человека. А так как мероприятие делалось в формате МБФ (малобюджетная фигня), то расходы составили всего порядка 60 рублей - коробка конфет и еще немного на канцелярию, остальное предполагалось отдать победителям.

Положения разосланы. Было заготовлено 8 комплектов карт. Отправлены приглашения, устно проводились агитационные беседы. Сильно испортил настроение перенос малого марафона. Сроки проведения неумолимо приближались. Ранее согласные команды отваливались, появлялись новые. Ладно, мы своих цыплят еще посчитаем, причем дважды - сначала в электричке, а потом в Басандайке. Осень же, считать-не пересчитать.

ЗАЕЗД

В положении было указано, что заезд осуществляется электричкой сначала до ст. Тайга, затем еще одной электричкой до остановочной площадки Пихтач.

В первой электричке собрали заявки с четырех команд, во второй электричке появилась еще пятая, доведя общее число участников до 28 человек. Так как мы все сели в один вагон, в котором работала одна дверь, то выходили долго. Во второй электричке мы еще и не заплатили за проезд (фактически в очередной раз нагрели МПС) - билетеров не было, а на вокзал мы не пошли, так как боялись опоздать к отправлению. Еле-еле успели перебежать через рельсы перед товарняком с востока. Одели фонарики и пошли сквозь темноту, чавкая по лужам к месту ночевки. Ночевка предполагалась на берегу р. Поперечной в паре километров от станции сразу за магистральным (наверняка секретным, а потому не отмеченным на карте) нефтепроводом Омск-Иркутск.

Короткая судейская, на которой были оговорены все основные условия проведения, не указанные в положении, были даны рекомендации участникам, что делать, если вдруг заблудятся, после чего команды разбрелись по своим бивакам. Старт то ранний - сбор и жеребьевка в 07:20. Первый старт в полвосьмого. Остальные с интервалом в 5 минут. А еще медленно полетели белые мухи, от которых за короткое сибирское лето все же удается отвыкнуть, т.е. пошел обещанный фобосовским прогнозом снег.

Все, спать.

СОРЕВНОВАНИЯ

Мероприятие началось с подъема - дежурные разбудили на завтрак, во время которого стали подходить руководители команд. Чтобы сильно не заморачиваться с жеребьевкой, в порядке их прихода командам и было предложено стартовать.

"Только я открыл дверцу, а они как ломанулись..."

Не тут то было, не все были готовы прямо так сходу выйти с бивака на трассу. Но это уже проблемы участников. Наше дело дать старт, а уж спать или продолжать греться у костра - это их заботы. Не насильно же их выпинывать.

По идеологическим и иным мотивами наша команда стартовала последней, дабы не утянуть за собой остальных, которые, несмотря на все заверения, были уверены, что мы тут все уже знаем. Ну и напрасно - блудили мы не меньше других

Наша команда, в отличие от остальных, сразу по азимуту не пошла. Вместо этого мы аккуратно вернулись на нефтепровод и двинулись по чуть присыпанной снегом и местами раскисшей дороге, ловко обходя или перепрыгивая попадающиеся лужи. Забравшись на пригорок и чуть поворошившись в памяти (по железной дороге то рядом где-то проезжали и многое видели), а заодно осмотревшись, выяснили, что просека нефтепровода - прямая как натянутая стрела - в своем стремлении запад вскоре пересечет железную дорогу, а для нас это не есть хорошо. Нам туда совсем не надо.

По пригорку в северном направлении отходила другая чудная дорога, которая преодолев ложбинку по дамбе, сдерживающей еще не успевший замерзнуть пруд, вошла в лес, где через некоторое время закончилась на беспорядочной и видимо незаконной вырубке. Тут нас нагнала команда Спектр.

На отдыхе на вырубке Через бурелом

Немного отдохнув, переодевшись и подтянувшись (один из участников нашей команды использовал подтяжки, чтобы у него не сваливались бахилы), мы пошли на запад. Руководитель сильно беспокоился - вот идем мы уже столько, а Мазалово все нет и нет. Странно. Спектры ушли от нас куда-то вправо.

Пересчитав семь-восемь каких-то сильно заваленных упавшими деревьями канав и пройдя еще одну большую вырубку, которая очевидно была где-то в районе Желтовской выемки, вышли на просеку меридионального направления, где за время короткого отдыха на нас налетела команда Польских экскурсоводов.

Они не купились на предьяву, что это наша поляна (а соответственно, что грибы на ней все тоже наши, и, мол, гребите лесом отседова), но все же побоялись идти за нами след вслед, и вероятно тихо шхерились поодаль.

Речушка Переход через речушку Замерзшая трава под первым снегом В Мазалово на окраине

Отдохнув, двинулись дальше. Просека бодро вела на север, но неожиданно наткнулась на явные сосновые лесопосадки, вдоль которых на запад шла аккуратная дорога. Дорога вывела в Мазалово. Сделав небольшой крюк в болото, и решив туда больше не соваться, пошли дальними околотками вдоль северной границы этого населенного пункта, смачно обсасывая все возможные варианты происхождения его названия.

"Направо пойдешь, коня потеряешь, налево пойдешь..."

Такие издевки вышли боком. А точнее нам это все вышло лесом. Дорога которую мы нашли, оказалась не той. Более того, после короткого обеда (где, кстати, в кустах неподалеку были два охотничьих силка на птиц), мы вообще пошли не туда - по каким-то колдобинам на северо-восток.

Понимание ошибочности выбора направления пришло внезапно, хотя и не без оснований. Тропинка кончилась. Да это уже была и не дорога, а какой-то звериный ход, логика его дальнейшего следования не просматривалась. Могли бы и раньше сообразить, ведь нам нужна была та единственная дорога, по которой когда-то массово возили с леспромхоза лес. А по тому направлению, куда мы шли, проехать можно было только на танке, ломая перед собой могучие деревья. А чего бы на танке так не ездить. Вообще была идея мощным лазером прожечь прямую просеку на финиш, да Басандайку было жалко - ведь ее тоже бы задели, или на батарейках решили сэкономить.

Вездехода у нас не было, а зато было горячее желание вернуться по своим же следам обратно, чтобы нас не постигла исторически широкоизвестная и драматически печальная участь поляков, вздумавших в аналогичное время в далеком XVI веке прогуляться по заснеженным лесам европейской части нашей страны в сопровождении Ивана Сусанина.

Обратно шли быстрее - свернули от места обеда налево, и через поляну вышли на нужную большую просеку, уже испещренную следами како-то команды.

Просека со следами Отдых по пути

"Да гранаты у него не той системы..."

И карты у нас не того масштаба. Именно с такого заявления началась наша новая эпоха пусть маленьких, но зато географических открытий. Руководитель стал утверждать, что выданные мной полукилометровки оказались километровками. Недоумение про маленькую скорость и большие расстояния тут же разъяснилось. Хотя я то на них специально написал "1см-500 м" - когда мне их летом давали, то вместе с ними давали и зуб, что карты масштаба 1:50000. Приеду - возьму всю нижнюю челюсть.

Прямо все как по пунктам из книги уже упомянутого русского героя Сусанина "Как завести друзей" - первое: дайте им карты не того масштаба. Второе: карты для надежности должны быть не того района. Хорошо, что до второго здесь еще пока не дошло. Но идея очень даже интересная. И вполне реализуемая.

Вообще людям без особых садистских наклонностей или крепких нервов дальнейшие пункты запрещенной книги не советую читать, там идут одни сцены насилия и смертоубийства. Вкраце - друзей доводят до ручки и они в лесу пухнут и дохнут с голодухи. Такой способ заведения в книге назван особо гуманным. Автору, видите ли, очень хотелось медвежат и волчат покормить, жаль зверушек - мерзнут без свежей кровушки.

В наше время подобные молодецкие забавы караются по всей строгости уголовного кодекса (статьи "Убийство", "Оставление в беспомощном состоянии" и другие). Нам оно не надо. Поэтому пришлось вместе с заявками у капитанов брать расписку, в которой они брали на себя ответственность за своих участников. И оставалось надеяться, что они не читали этой страшной книги и не были отъявленными последователями блудной секты сусанистов.

"Вы в канаву упадете. Вы утоните в болоте..."

Как вы все, наверное, помните детскую сказку "Федорино горе", где в стихах описан Исход Посуды от Федоры, произведение, которое, по мнению современных филологов, специально адаптировано к неокрепшим детским умам и создано по старозаветныму библейскиму сюжету, естественно без соблюдения авторских прав, за что Моисею (или даже кому повыше рангом) содрать бы с ответчика большой штраф.

Однако не надо копать так глубоко. Наша российская действительность, в частности сибирская глубинка, так и устроена, что у нас всюду через пень- колода, и все дороги ведут в болото. Так было и в нашем случае. Соперники, правда, были либо хорошо осведомлены о болотах, либо, что вероятней и более того подтверждалось наблюдениями следов, проводили разведку, но они как-то их обходили (следы постоянно уходили куда-то в сторону).

Нам же выпала участь прыгать с кочки на кочку (хорошо, что у нас были с собой лыжные палочки, увидев которые Польские экскурсоводы готовы были подать протест за участие команды лыжников), да еще временами все же наступать, хотя и не глубоко в эту вонючую жижу цвета ржавого железа, распространявшую стойкие неприятные запахи тлена и разложения. Трижды пришлось проходить такие болотца, пока на р. Голдобинова, названной так в честь непонятной конструкции в виде буквы Г (голдобины или в современном варианте колдобины), и видимо работающей по принципу вечного двигателя второго рода, в общем, не понятно как, но из этой трубы лила вода. Ржавая и невкусная, но лила. Может быть, это специально построенный фонтан, ночью там играет музыка, и толпы праздношатающихся зверушек фотографируются на его фоне, примерно как у нас на Новособорной площади. Только фонтан делали не китайцы, а наши зэки. Поэтому мрамора и гранита нет.

В ходе короткого отдыха из засады опять появились Польские экскурсоводы. В ходе переговоров с ними в обмен на порцию чистой питьевой воды была раскрыта тайна карты (про неверный масштаб). Хотя их это ничуть не удивило.

р. Голдобинова Водопадик Колдобина (Фонтан в тайге) Команда Польские Экскурсоводы

Так уже плотной группой из двух команд мы прошли еще два с половиной километра до р. Китат, где нас ожидало первое КП и :

"Переправа, переправа. Берег левый-берег правый"

Первая попытка переправится прямо в районе пересечения дороги с рекой успехом не увенчалась - сказалось временное замешательство и наличие двух команд с двумя лидерами. Капитан Польских экскурсоводов позвал свою команду вверх по течению - я на судейской сказал, что там мы в прошлом году кидали бревно. Но его видимо снесло весенним паводком. Пень остался, рядом висели рыбацкие снасти. Там переправиться не удалось.

р. Китат с правого берега Заводь на р. Китат р. Китат

По дороге назад набрали еще бревен, которые перекинули в узком месте. Сначала перешел Саня Бабкин, а затем наш капитан, но скользкие бревна у самого берега сделали свое черное дело. Нога предательски соскользнула, и погружение по пояс в холодную воду закрыло купальный сезон. Дна не было - как сказал Ермаченко, глубина 55 метров.

Переправа через Китат р. Китат с левого берега Контрольный пункт

Переодевание в сухую одежду заняло некоторое время, целиком потраченое на постановку КП. Коля так намок, что почти привел в негодность очень ценный в военное время билет. Остальные переходили кто как. Согнувшийся в три погибели Ермаченко шел по единственному бревну, загребая по воображаемому дну лыжными палками, комментируя свою позу тем, что не всякая птица перелетит раком эту реку. Перекусив, команда Польских экскурсоводов ушла. Еще немного подождав, вперед двинулись и мы.

"Потом мы погуляли. И еще немного. И еще..."

По странному стечению обстоятельств я не заметил, куда и когда свернули следы. Мы, благополучно обойдя болотце, вернулись на дорогу. Все так же придерживаясь северного направления, она вывела нас сначала к поляне на склоне, помеченной на карте как лесоучасток Китат, а затем стала труднопроходимой - ее завалило деревьями и местность слегка стала изрезаной логами, склоны которых густо поросли темнохвойной тайгой. Но через еще километр с небольшим ее выкинуло из леса на большое (относительно конечно) поле с травой и канавами.

Тонким слоем снега Сухая трава

После поля дорога пошла чуть на понижение по просеке, в самом низу которой стоял железный сарай. Где-то здесь все-таки был отворот, но мы прошли мимо ничего не заметив. А дорога кончилась на свалке не вывезенных и брошенных гнить бревен. Не стали они домами, скамейками, полками, мебелью, или на худой конец шпалами или спичками. Мертвым грузом лежали на этом своеобразном кладбище бывшие стройные таежные гиганты, когда-то грозно тянувшие к небу свои мохнатые лапы. Немного побродив среди их еще растущих сородичей, решили ломиться напролом по азимуту.

Перейдя ложбину, спустились в следующую, по ее дну вышли на поляну, по которой шла неплохая дорога. Где-то рядом должен был течь Катат. Так оно и было. Что с ним делать - форсировать в сгущавшихся сумерках или остаться ночевать на этом берегу? Мнения разделились, но руководитель решил переходить. Пришлось согласиться.

На другом берегу в густом лесу нашли полянки для палаток (на дороге палатки решили не ставили, так сказал начальник, а вдруг машина проедет) развели костер и приготовили сытный ужин. Легли спать. Ночью снова пошел снег, но уже более густой. А в это время по дороге колоннами шли автомобили. Туда-сюда, аж спать не давали. (шутка).

"Ничего вам не найти, никуда вам не дойти..."

Утро было неудачным, мало того, что я дежурный, а поэтому встаю раньше всех - затемно. А по глупости с вечера не приготовился, пришлось варганить костер из излишков карт, изначально комплект которых весил почти килограмм. Идет снег, все сырое - все тоненькие веточки упорно не разгораются. Сжег все карты и сухое горючее. Какая то гексаметилентетраминовая проблема (так называется вещество, из которого делают эти волшебные витаминки для спокойствия и душевного благополучия костров). Не горит, хоть тресни.

Где-то рядом еще надрывно, как большая кошка типа рыси, орет какая то птица. Действует на нервы, еще пуще не горящего костра. Фантазия прямо рисует крадущуюся со спины зверюгу, или даже их стаю, готовую прыгнуть и перегрызть шею ради теплой плоти. Ух. Меньше ужастиков надо смотреть.

Чуть посветлело и рядом стало видно поваленную березу. Ее береста стала такой прекрасной пищей для костра, пока он разгорался, сходил по воду на реку. На завтрак была гречневая каша с тушенкой.

Дорога в лесу возле Болдино р. Катат р. Катат Дорога в лесу возле Болдино

Вышли на час позже. Дорога вела по просеке через Болдино - большую поляну, окруженную сплошной стеной леса со всех сторон, дальше через р. Колбовую на поля, где мы два года назад ловили мышей полевок. Как они тогда больно кусались.

С полей вместо хода по азимуту (через памятный бурелом и заросли осинок на сюжет песни "раздвигая впереди ветки:") решили срезать по круговой дороге, с которой надеялись свернуть и срезать еще. Но долгожданного свертка все не было. А было все как в извечной российской проблеме.

"Дураки и дороги"

Только в комплексе. "Какой дурак тут такую дорогу проложил". Сначала шли просто чудесно, дорога ровная, местами, особенно на дамбах были отличные насыпи, которые заставляли ноги вспомнить об асфальте, чувствуя твердую и не чавкающую почву под собой. Пересекли ЛЭП, которая была призвана ограничить район соревнований. Так интересно пролетают и испаряются снежинки возле проводов - с характерным техногенным потрескивающим звуком, нарушая тишину и безмолвие укрывающихся белой пеленой полей и перелесков.

В полях На ЛЭП Странные констркуции Кедры в Старопокровке

В Старопокровке потеряли сверток. Как легко попасть в мертвую деревню, и как трудно из нее выйти. Деревня угадывалась только по пустому месту, старому трансформаторному столбу и свинарнику с интересными деревянными конструкциями. Из радующих глаз объектов были заснеженные кедры посреди чистого поля. Из Старопокровки выходили полями и через тесные осинки. С трудом пробились на дорогу, которая перестала быть таковой не менее 10 лет назад. Заросла травой, ветки деревьев со всех сторон ее тесно зажали. Проехать здесь нельзя. Обходили сбоку по лесу, в котором, кстати, заобедали, напившись воды из луж. И ничего козленочками не стали.

По приближении к Куербаку (река такая) дорога становилась лучше. Видимо до сюда с Басандайки доезжают. После Куербака поднялись на пригорок, где на большой поляне были столбы без проводов, а в центре даже перекресток. Жаль только светофора нет. И пешеходные переходы не размечены. А так деревня Ивановка тоже мертвая. И даже крест поставили.

Пруд перед Ивановкой Перед р. Куербак

Выходы из нее тоже зашифрованы, пройдя километра полтора по подобию дороги, вышли на настоящую. По ней шел след:. Одиночный:. Фух! От сердца отлегло. Видимо охотник. Дорога стала хорошей. Вновь поднырнули под ЛЭП, все теперь освещено заходящим солнцем. Крастота то какая. И небо горит огнем, и лучи красиво лежат на снегу, рисуя причудливые узоры.

Деревья в Ивановке Вечером на полянах

"Алло!"

На стоянке решили проверить связь. Пришла СМСка от Польских экскурсоводов, датированная вчерашним днем в 7 вечера с текстом "Мы финишировали". Удачная и бодрящая шутка. Звонок Лехе Никитину
вопрос: "Ты где?"
ответ: "В тайге"
в: "Понятно что в тайге, где точно?"
о: "На станции Тайга"
в: "Вы что заблудились и сошли?"
о: "Ага"

Ну, все с одной командой определенность есть, с остальными связаться не получилось. Вот так вот поговорили. Теперь иду с включенным телефоном.

"Темнота - друг молодежи"

Темнело. Вместе с сумерками приближалась и Басандайка. Пройдя Кузмичевский нежил. (а еще он не ел, не пил и не спал), через пару речек вышли в поле, по которому слева подошла дорога с пасеки Грибова. Сходили-поставили КП на границе леса, с восточной стороны в том месте, где дорога поднимается из низины. Ставили на березе, обильно наследили, чтобы помочь другим командам найти КП. Перед свертком на КП на просеке мельком сверкнул красный огонь. Это уже вышка ретранслятора в Басандайке.

Дорога стала разбитая. Пасечник Грибов наверное часто тут ездит за выпивкой на вырученные от продажи меда на своем роскошном К700 цвета мокрый асфальт или брызги грязюки.

Медленно, но верно вошли в саму деревню. Пару раз пропадал свет. Лампочки горели только на станции. Розовый домик с заветной табличкой "Станция Басандайка" неуклонно приближался, вместе с ним приближался и

Финиш

Мимо станции прошла скоростная новосибирская электричка. В самом здании нас встретила дежурная, любезно разрешив нам погреться в помещении за массивной дверью с грозной надписью "Посторонним вход воспрещен". Дежурная помнила нас еще с прошлого года, поставила штамп и отметку времени на финишной карточке. Вот ей и была предназначена та коробка конфет, чтобы она помогла нам зафиксировать время остальных команд. От конфет она попыталась отказаться, но это ей не удалось.

Нам получилось дозвониться до Польских экскурсоводов. Они еще где-то в полях возле ЛЭП. Далеко. И с ними Тактовская команда. По крайней мере осталось найти только Спектров. Со всеми остальными все уже ясно.

Перекусили остатками вкусностей. Через полчаса пришла электричка.

Встречи в электричке

Сели в самом холодном вагоне, куда тут же набежали представители двух команд - Скороходы (с шоколадом и коньяком) и Спектры. Всё потерянных команд больше нет. Зато впечатлений у всех выше крыши. По их мнению дистанция на порядок сложнее чем то, что они видели в классе А на Большом марафоне за всю его историю. Жалоб и протестов на неточности карт не было, все сами сориентировались по ходу пьесы. Ключом к таким выводам была обзорная двухкилометровка.

Шифровки из ЦЕНТРА

Приезду в Томск радовались все - редкий случай, когда из цепких лап потомка Ивана Сусанина, которым меня тут же окрестили, удалось вырваться живыми и невредимыми. Из района соревнований и обратно стали ходить звонки и СМСки.

Последние команды, не найдя КП, финишировали в 03:04 18 октября. В Томск они приехали на утренней электричке.

PS или сказки Сельвы

"А еще говорят, посреди болота на пригорке крест стоит животворящий, с терновым венцом: "

"Избушки на курьих ножках тут так и понатырканы. А в одной даже живет леший из беглых каторжников со своею бабою, возможно Ягой:"

"Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. Там чудеса, охотник бродит и добывает глухарей"

"Нельзя дважды войти в один и тот же Пихтач. А уж о том, чтобы вернуться из него прежним, даже не приходится мечтать"

С уважением,
ваш главный судья
Макунин Алексей.




© Copyright "БЕРЕНДЕИ",2004