На главную
Новости
История
Деятельность
Библиотека
Горные районы
Доска объявлений

Велосипедная прогулка или САГА о Грязи

"Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы да про нашу грязюшку то..."

"Ой вы гой еси, добрый люд! Во суровую годину, в саму осеннюю распутицу лета 2004 от рождества Христова поскакали в дальний путь семеро всадников на чудных железных конях, у коих вместо копыт колеса вделаны., но не как у повозок, а всего пара. Те кони овса не просят, до воды не ходят, сбруи не терпят. Иные молвят, будто пройдет там этот чудо-конь вдвое быстрее, чем человек. Верить ли этим россказням или нет, нам не ведомо..."

"... Управляют тем зверем, держась за рога. Едут, взгромоздясь седалищем на мягкую подушку, вместо стремян ноги ставят на поперечины, коими, чтобы конь шел, надобно крутить..."

"... А иные и вовсе лихачат. В шлемах и латах едут с гиканием и свистом ветра в ушах с горы, прыгая по кочкам, точно оседлавшие бешеного быка с налитыми кровью глазами, не разбирая дороги, точно скорбные головою..."

Ненаписанные легенды. Том 3, стр 471-494

А ведь не дает дурная голова покоя ногам, ни своим, ни чужим. Вот и придумалось прокатиться из Тайги до Томска, и не просто так, а на велосипеде, да еще и по бездорожью, вдобавок сдобрив это все поиском контрольных пунктов. Идея марафонов с ориентированием отнюдь не нова. Но вот велосипедный - как то еще у многих воспринимается с трудом. На многочисленные приглашения и зазывы откликнулись лишь шестеро, наверное, самых отчаянных и бесшабашных, потому как не очень представляли, куда едут.

Электричка, в первый вагон которой мы чудом влезли, была полностью забита обозленными пассажирами. Одних, видимо возмущал снег и похолодание не ко времени (скорее всего это были дачники, не убравшие картошку или не посеявшие в зиму чеснок), других трудности и неудобства переездов по железной дороге (ну нету в электричке вагонов с купе "люкс"), третьих - первые и вторые. Мы были в числе четвертых - абсолютно довольных жизнью, с недоумением взирая на недовольных, полные энтузиазма, оптимизма и энергии.

Велосипеды везли в тамбуре, чем мешали народу посещать туалет. Зато примерно оценили, сколько в мире засранцев. Кроме страждущих облегчиться мимо ходил милиционер, который, сурово озирая наши машины, сказал, что их в багажном вагоне надо возить. Машинист ( или помощник) просто продирался через нас, как через обычную толпу. Ему то и не привыкать, да и нервничать нельзя - не дрова везет.

С нами еще ехали знакомые альпинисты в Красноярск - на Столбы лазать.

В Тайгу приехали по расписанию. Темно, сыро. На Западном переезде решили не выходить, а доехать до конечной, что в расстоянии сказалось лишними восемью километрами.

Закупив в привокзальных магазинах недостающее и распрощавшись со столбистами (повертев у виска друг другу - мол такая погода а вы туда же), поехали. От вокзала в сторону Яшкино идет асфальтированная дорога, маркированная знаком "Главная дорога" перед всеми поворотами, кроме одного, где мы в первый раз блуданули. У странных прохожих, которые либо шарахались в темноту, либо в подпитом состоянии ничего толком не могли объяснить, выведать ничего не удалось.

После переезда дорога перестала быть асфальтовой. В ее грунтовом покрытии то и дело появлялись лужи, однажды промерив глубины которых и намочив ноги, повторно заниматься исследованием морских глубин непосредственно погружая в них подручные средства (ноги, колеса) не хотелось. Кроме того, на развилке дорога разделилась - одна пошла на Яшкино (где на бывшем цементном заводе развернули производство вкусных вафель J), а другая на поселок с многообещающим названием "Трактовый".

Карта говорила, что мы едем по насыпи бывшей узкоколейки. Через пару километров, заехали по одной из многочисленных просек в лес на 150 метров, где среди заснеженных деревьев и кустов остановились на ночлег. Думая о завтрашнем дне, рано легли спать. На улице было немного прохладно и сыро - за дровами идти было неохота. Поэтому по бутерброду и спать.

Второй день

Глубокий и здоровый рабоче-крестьянский сон (явно пролетарского происхожения, не был, не участвовал, не привлекался) был прерван внезапной активностью соседей. Они ломали дрова. А так как их было немного (дров), то много не наломали. Но все же на костерок, который призван дарить тепло хватило. Чем мы всенепременно воспользовались.

Блюдо всех времен и народов (лапша быстрого приготовления с рыбными консервами), которым мы питались бы все путешествие, если бы не радушные соперники, составило существенную часть завтрака.

Снег постепенно таял. Осень не так легко сдает свои позиции, тем более что лето тоже еще о себе напоминало. Единственно кем тут и не пахло так это весной - а так почти все сезоны.

До самого поселка, от которого осталась лишь вышка (наверное, для автоматчиков), да пара-тройка домов, из которых на жилой походил лишь один, дорожное покрытие было вполне сносным. В середине поселка он явно начал оправдывать свое название - дорога превратилась в конкретный тракт не позднее конца прошлого века - когда колесо уже использовали вовсю, а вот асфальт делать еще не научились. Колеи, в количестве не меньше трех, в причудливом змеином танце переплетались в жуткое месиво, которое дорогой называть бы не хотелось. Но:

"Русские называют дорогой то место, где они собираются проехать"

А мы как раз там и собирались проехать. Одного желания безусловно мало. Возможности подавай. А если у тебя на 10 метров дороги 9 метров лужи, по неволе задумаешься, туда ли едешь? А точнее идешь, а еще точнее - несешь. Совмещая три способа перемещения - верхом, шагом и переноску на себе, того, что само должно вроде бы тебя везти, дошли до какого-то хутора или фермы.

За фермой - речка с насосом. Дорога становится лучше - видно в это селение по ней и ездят, дальше - меньше. За вырубкой леса дорога и вовсе зарастает - туда не ездят.

По дороге встречали кусты смородины. Пытался угощать Настю ягодами. Но кто-то ей нашептал, что я рвал не смородину, а волчье лыко. Сразу в ход вошла фраза - "Сальери, а ты ведь отравить меня хочешь". Но после поедания красненьких (волчье лыко) и "темно-синих" (вороний глаз), Настя конкретно на них подсела.

Через некоторое время зажатая тесниной березового леса дорога вышла в поля. В низине показалась деревня Северная. Набрав на водокачке воды, которая при первом приближении казалась тухлой, но при более внимательном органолептическом анализе была признана консилиумом экспертов пригодной к употреблению, поехали к реке.

В низине была самая грязюка, от которой спасали лишь непромокаемые штаны и резиновые сапоги. Река была снабжена неплохим мостом, выше по течению был пруд, который подпирается естественным обнажением скальных пород (преимущественно глинистых сланцев).

У границы деревни к нам попытался подъехать на кривой кобыле в драбадан пьяный мужичок, от не в меру общительности которого мы спешно ретировались. Дорога нырнула в лог, из которого выковыривались по грязи довольно долго. Настолько, что аж проголодались. Заобедали чуть в сторонке на сухом месте. После обеда поехали дальше по дороге, ведущей в Пашково.

"У нас нет дорог - одни направления"

Где-то надо было свернуть. По карте нарисована хорошая (видимо с отсыпкой) дорога, которая под углом отходит в сторону Березовки. Но не тут то было. Пока мы добываем секретные карты, наши колхозники меняют ландшафты. Дороги упорно не было. Изгиб ЛЭП был, в поля через ложбинку пошел какой-то проселок в поля.

Проселок начал забирать западнее, хотя нам нужно было восточнее. В итоге он закончился возле горницы без окон без дверей, со странным немаленьким загоном, сплошь усыпанным шифером. То ли там содержали животных, которые выдавали на гора горы этого битого стройматериала, толи растения какие-то удобряли таким странным способом. Но очевидно - дело не выгорело и хозяйство прогорело. Об этом еще более красноречиво говорила размытая дамба на реке, через которую мы решились пробраться к другой дороге на Березовку. Такой хитрый азимутальный ход вывел нас на новое паханное поле и дорогу, вдоль которой шли остатки ЛЭП, отмеченные на карте.

Вновь найденная дорога оказалась к тому же езженной, причем не далее как сегодня. Точно и уверенно она вела нас в Березовку, деревней которую не столь далекие воспоминания не давали назвать ни в какую. Но вот название то точно не отнять, берез было столько, и таких разных - от рощиц, до полей молодой поросли, через которые продираться хуже, чем сквозь джунгли. На подъездах стали встречаться старые прогнившие столбы, стадо телочек перегородило дорогу, томно что-то пожевывая и туповато хлопая роскошными черными глазами. Но при приближении они бросались на утек.

Послышался лай, и сразу в низинке показался единственный дом и большой сарай типа хлева. От дома отошел мужик, который осадил собак. Отказавшись от гостеприимного приглашения переночевать и в баню сходить, выслушали дельные советы про то, куда ехать, где свернуть и где зарыт клад Колчака.

Опять по грязи переехали речку, поднялись в поля, где на краю бывшей деревни перекусили. Поля очень напоминали заботливо кошенные английские лужайки, копны и валки сена создавали классическую пастораль, не хватало только пушистых как облачка овечек и пастушек, поющих песни о таком счастливом образе жизни. Если эти поля косил тот мужик из Березовки, то следует отметить что он очень работящий.

Нашли и поставили КП№2, место приметное - рядом лиственница с корявыми ветками внизу. Дорога хорошая. Ехать можно довольно быстро, хотя лужи местами встречаются. Так сквозь ур. Теплое мы доехали к Тугояковке. Сразу стемнело.

На ночевку встали сразу за мостком, чуть на возвышении, где было посуше. Вода в реке чистая. Ночью вызвездило и подморозило. Это потом обернулось проблемами

"Свинья везде грязь найдет" (день третий)

Во вчерашнем пыле гонки и ориентирования как-то не заметил, но все байки конкретно поднабрали грязи, будто они не кони, а свиньи какие-то. Теперь понятно почему кто-то постоянно отставал, почему временами мелькали в руках палочки-в тормозах ковырялочки, и почему все у кого были крылья, их сняли.

Но самое страшное открылось утром. Грязь, еще вчера бывшая такой мягкой и податливой. по действием заморозка стала сухой и твердой как камень, намертво заклинив все куда она попала, и что по конструкторской задумке должно было двигаться или крутиться. Простая попытка покатить велосипед оканчивалась неудачей, речи о том чтобы ехать вообще не было. Переключатели, тормоза - все было мертвым. Единственное что крутилось - это руль.

Вооружившись палочками, отвертками а самые отчаянные - бутылками с водой, мало по малу привели все в надлежащее состояние. Собрались и поехали. Дорога сначала была сухая и хорошая, но в горку. Дальше, когда она зашла в лес, картина стала напоминать день сурка. Опять Грязь. На этот раз не долго. Лес расступился, дорога пошла на спуск в долину р. Еловки, пересекла ее и мимо КП№3 пошла по гребню водораздела на запад.

Там в дальних полях работали какие то мужики с мощными экскаваторами и бульдозерами. Что делали не ясно. Может быть бездорожье улучшали, а может клад Колчака откапывали.

Мы бодро свернули влево с наезженной дороги, и по водоразделу Тугояковки и Березовки поехали в сторону ур. Конево. Красивейшее, надо сказать, место. По кедрово-пихтовой тайге с бурелмами идет ровная, редко используемая по назначению дорога. Тут в трех-четырех местах встречаются стоянки шишкобоев. На одной из таких стоянок, самой на наш взгляд, благоустроенной мы перекусили. В Конево к тугояковке сходили пешком, поставили КП№4, пофотографировали, нашли маслята. Дорога из Конево была самой запущенной из виденных нами в этом выезде. "Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей". Пушкин как в воду глядел. Заросшая травой, заваленная в двух местах конкретными стволами упавших деревьев, дорога все же была дорогой - прослеживалось направление движения, явно присутствовала колея, да и в целом она как-то выделялась из окружающего ее пихтача.

Участок был короткий, дальше переправились через Березовку - в этом месте небольшой ручей, потом через поля вышли к р. Гриве. За Гривой на север карабкалась дорога, сопровождаемая десятикиловольтной ЛЭП, ведущая от Ярского через мехток к Овражному и далее в Белоусово. Недоезжая Овражного встретилась дорога которая была просто отличной. Видимо от того, что по ней не ездят вообще - в виду ее нахождения в буферной зоне Ларинского ландшафтного заказника. Хотя одну машинку мы на ней встретили, но это был редкий случай перевоза мебели.

"В России две беды - дураки и дороги"

Так же как и в первый день, во второй мы просто по сценарию "Дня сурка" не могли не блудануть, вместо налево поехали направо. Вовремя осознав заблуждение, хотя странное - по карте и в памяти по насыпи должна была идти отличная дорога, а эта шла по полю, хотя насыпь то была, но на ней царило крайняя степень запустения в виде репейников, пожухлой травы и крапивы.

Но в итоге дорога по полю раскисла, и автомобильные следы вывели на насыпь. Местами на ней были целые озера с которых, испуганные нашим приближением взлетали утки, причем не поштучно, а стайками.

Возле развилки дорог поставили КП№5 и пообедали. Дальше помчались по отличной дороге, которая по мере приближения к Лучаново все хужела и хужела. Последние лучи заходящего солнца рисовали золотом левитановские пейзажи, попался экзотический сорт грязи - опилковая.

По укатаной Лучановской гравийке доехали до моста через Басандайку, передумали в виду позднего времени мыть велосипеды, и по вскоре начавшемуся асфальту ломанулись в горку. Богашевская трасса была не сильно нагружена машинами, поэтому именно здесь начались гонки - команды как вчистили. В итоге встретиться дружным коллективом удалось только на Южной, возле магазина Юкон, где был назначен очень экзотический финиш - по условиям необходимо было в этом магазине купить глазированный сырок и взять товарный чек. Ну естественно кроме сырка участники купили еще много чего, по чему их изнеможденные многочасовой и трехдневной ездой организмы так стосковались - по кефирчику, газировке, сникерсам.

Краткое резюме поездки:

Дистанция:120 километров, в первый день 8, второй день 53 третий, третий 59.

Из них 90 по бездорожью в широком смысле этого слова, из них порядка 30 пешком.

Общее время движения - 13 ч 55 минут

"Из грязи в князи"

Грязь, опять грязь. Красной линией (точнее, блин, а точно цвет то и не определить), лейтмотивом она прочертила весь наш маршрут, всюду сопровождая. То ли ее действительно так много, то ли ее перевозили с место на место по пути нашего следования как потемкинские декорации для демонстрации специфики нашей сибирской глубинки.

Приложение 1: "Тезисы на конгресс грязеведов"

Человечество на протяжении тысяч лет знакомо с таким феноменом как грязь. И просто знакомством это не ограничивается. Диалектика взаимодействия грязи и человека такова, что на единстве и борьбе этих двух противоположностей (где человек, там бывает грязно, где грязно там бывает человек) и (грязь борется с человеком, а человек пытается избавиться от грязи) , Многие химические концерны "срубают большие бабки", зарабатывая на производстве синтетических моющих средств.

В этой статье речь пойдет о дорожной грязи во всем ее многообразии. Исследования показали, что грязь можно классифицировать по нескольким основаниям - местонахождение (распределение месторождений грязи по поверхности земли), по способу происхождения, по консистенции, агрегатному состоянию (степени разжиженности). Наше сравнительно молодое направление научно-исследовательской работы находится в самом начале пути, несмотря на то, что наша полевая (а также лесная, речная) экспедиция успешно завершилась

В качестве перспектив развития нашего направления исследований мне лично видится решение вопросов об агрегатных состояниях изучаемой нами субстанций:

  • бывает ли грязь газообразной?
  • что с ней происходит, когда она замерзает? Перестает ли она в этот момент быть грязью? Может быть это из области философии, но вопрос актуален, несмотря на очевидную обратимость процесса.
  • как влияет степени наполненности жидкостями на загрязняющую способность?
  • насколько глубоки связи в дуализме "человек-грязь" и антропоморфные влияния на ее генезис.
    Выводы конгресса грязеведов:
  1. Грязь распределяется по местности согласно трем законам - по нормальному со средним возле деревень и небольшой дисперсией (не превыщающей размеры населенных пунктов), по такому же закону возле рек (дисперсия здесь определяется крутизной спусков к реке), и по константному - по путям следования молоковозов, сеновозов, транспорта лесорубов и прочей сверхпроходимой техники.
  2. Велосипед - один из лучших способов изучения грязи. В отличие от лабораторных условий, где эксперименты получаются чересчур чистыми, велопоездка по бездорожью позволяет выявить эмерджентные свойства грязей, определить их физико-химические свойства, изучить адгезивные способности и изобретательность HOMO SAPIENS по их искоренению.
  3. В небольшой компании с целеустремлением (соревновательный режим) изучение проходит на порядки эффективнее. Лучше распознаются и понимаются свойства разбрызгивания, налипания, разлипания, снятие стружки вилкой и наматывание грязевых валиков на покрышки, а так же влияние скоростного режима на интенсивность и объемы налипания. Очень интересные выводы можно делать изучая пятна грязи на одежде (и не только в грязеведении, а например в психиатрии - тест Росшаха явно имеет грязевое происхождение).

Картографический материал и контрольные пункты будут выложены позднее

С уважением, Макунин Алексей




© Copyright "БЕРЕНДЕИ",2004