Фотоотчет о походе по реке Кия

В середине июня был совершен водный поход по реке Кия Кемеровской области продолжительностью 8 дней. Ниже приведен отчет с фотографиями.

Пару слов о том, почему выбрали для сплава именно Кию. Целью данного мероприятия было отдохнуть, активно проводя время, и, так как большую часть группы оставляли студенты и дети, то данный отдых должен был получиться дешевым и достаточно безопасным. Выбор происходил среди речек второй категории сложности, и Кия в итоге победила благодаря своей живописности, наличием на её берегах большого числа скал и пещер, по которым есть возможность полазить, и сравнительно близким расположением к Томску. Тем более варианты заезда на нее предполагают доставку прямо к берегу реки, что не могло не радовать.

Сплавляться решили с Белогорска, заехав на Кию через Кия-Шалтырский нефелиновый рудник. Так как начальный участок сплава проходил через заповедник Кузнецкий Алатау, то пришлось заранее оформить пропуск в него, его можно получить, позвонив по телефону (384-75) 3-27-28, высылают его по факсу или электронной почте, стоимость пребывания в заповеднике 300 рублей/день на одного человека, детям до 14 лет бесплатно (мы оформили пропуск всего на 1 день, хотя фактически вышли из заповедника только через 2 дня). Пропуск нам сделали в течение 4 дней, но лучше озаботиться им за пару недель до въезда, чтобы не было лишней головной боли.

В качестве транпорта выбрали вариант заказного автобуса. За счет того, что автобус заполнили практически полностью, стоимость поездки получилась достаточно дешевой — путь Томск — Белогорск, Белогорск — Томск, Томск — Чумай, Чумай — Томск общей протяженностью около 1600 км обошелся нам в 1600 рублей на человека. Водитель согласился везти нас с Томска в ночь, поэтому к полудню 18го июня мы уже подъехали к берегу Кии.

Хотя в Белогорске мы были еще в 8 утра, но достаточно много времени ушло на нахождение поворота с нефелинового рудника, а потом на преодоление последних 6 километров по грунтовой дороге — достаточно плохой, местами её пересекают довольно широкие протоки, и если бы погода была дождливой, то мы наверняка бы не проехали на нашем Ford Transit’е. Поэтому если соберетесь добираться нашим маршрутом, лучше договориться с местными или с заповедником для доставки на чем-нибудь типа УАЗа буханки или ГАЗ-66ом.

Нефелиновый рудник

Итак, все-таки мы добрались до кордона заповедника, с которого и планировали стартовать, и сразу после разгрузки принялись собирать катамараны и параллельно приготавливать обед.

Сборка катамаранов

Так как нам очень сильно не терпелось отправиться в путь, то собрались мы достаточно быстро и в тот же день отчалили ближе к вечеру.

Не терпится отправиться в дальнее плаванье

Трудно сказать, что больше двигало нами — жажда путешествия или оформленный только на один день пропуск :) Егерь сказал, что уровень воды в Кие еще пока выше среднелетнего на 20 см — кстати Кия местами достаточно мелкая, и отправлясь на неё после середины июня, вы рискуете часто садиться на мели, по крайней мере начиная маршрут выше Московки. Также егерь поведал нам, что через 17 км есть избушка с баней, пожелал нам удачи, и мы отчалили.

Перед стартом

Идем по Кие

В первый день мы прошли около 20 км, планировали найти обещанную егерем избушку, но она так и не показывалась из-за поворота, и мы, не сильно печалясь, остановились на милом галечном пляже у ручья Растай. Следует сказать, что по берегам Кии достаточно много подобных пляжей, особенно в верховьях, и мы выбирали для стоянок преимущественно именно их, потому что на них вероятность подцепить клещей близка к нулю.

К слову о клещах, нам повезло, и этих милых существ, часто переносящих энцефалит и другую мерзкую пакость, в это время было достаточно мало — за весь поход у нас получилось поймать всего пять клещей, причем, так как группа периодически осматривалась после каждого похода в траву, никто из них не успел укусить.

В конце первого дня, группа проходила акклиматизацию: кто-то ходил по воде, кто-то проверял свою меткость, а кто-то был мишенью:

Стрельба по мишени

Как же без гитары в походе

Но вот наступил второй день, и группа, собрав бивак, отчалила от берега. На сбор в среднем у нас уходило в районе 2.5-3 часов, конечно, можно было и быстрее, но мы особо не торопились.

В программе дня было пройти в районе 25 км, и сразу после выхода из заповедника устроить небольшую тренировку по киданию морковок — это так из-за цвета и формы называются спасательные концы, которые бросаются оказавшимся за бортом.

Табличка, предупреждающая о входе в заповедник — а в нашем случае о выходе из него, показалась после часа хода, и после этого, мы найдя место поглубже, начали упражняться в спасении утопающих. Правда желающих спасать было меньше, чем желающих спасаться, поэтому мероприятие превратилось просто в прыжки в воду.

Заветная табличка

Прыжок с трамплина

Спасли

После такого нам было просто необходимо поесть, и так как в тот день вместо обеда был заложен перекус, мы быстро приступили к исполнению требуемого, настрогав бутерброды и вскипятив чай. Кстати, перекусов и обедов у нас было рассчитано ровно пополам, потому что перекусы очень хорошо помогают увеличивать ходовой день, так как занимают гораздо меньше времени, после них лучше продолжать движение и при желании перекусить можно даже не причаливая.

Кипятим чаёк

После перекуса мы продолжили свой нелегкий путь. Вскоре начались Громатухинские шиверы — каскад из трех шивер, которые всех нас порадовали.

А кому сейчас легко?

Вечером как и было запланировано, остановились на р.Громатуха, причем нашли там подготовленную стоянку.

Утром третьего дня каждый приходил в себя как мог — кто занимался зарядкой, кто досматривал после завтрака сны. Но в итоге вся группа взяла себя в руки и ноги и вышла.

Сон - лучшее лекарство от сонливости!

Бивис и Батхед

Настроение

Красоты Кии

На этот день у нас было запланировано многое, в том числе два порога — Мертвая яма и Щеки, второй категории сложности, после которых мои участники уже могли не считать себя чайниками.

Пока еще чайник

Буквально через 6 километров после начала пути показался порог Мертвая яма, который представлял собой прижим к острой скале. В нашу воду он не представлял особой сложности, но мы все равно зачалились, просмотрели его и организовали с левого берега фотосъемку и страховку. Там же нашли следы снежного человека из Кемерово.

Мертвая яма

След человека из Кемерово

После прохождения порога решили устроить обед, а заодно глобальную помывку. Пообедав, идти никуда конечно же ни хотелось, но подремав часок, мы побороли себя и двинулись дальше.

Сончас

По всем законам туризма (после стирки или мытья обязательно будет дождь) погода начала портиться, некоторые даже пытались выполнить комплекс «Сурья намаскар» или по-русски приветствие солнцу, но это мало помогло, тучки продолжали захватывать небо.

Приветствие солнцу

Впереди по карте был порог Щеки, по классификации второй категории сложности, но в текущий уровень воды он даже не просматривался, мы узнали его только по характерной скале, из-за которой он, наверно, и получил такое название.

Скала на пороге Щеки

Как только мы прошли Щеки, начало уже заметно темнеть, и нужно было искать стоянку. Но как на зло, ничего подходящего не попадалось, и нам пришлось встать на пересохшем ручье у бобровой плотины. Как только мы разбили лагерь, сразу же начался сильный дождь.

Бобровая плотина

На следующий, уже четвертый по счету, день осталось также облачно. Снова, уже ставшее обыденным, сбор лагеря, привязка рюкзаков к катамаранам и размеренное движение по реке.

Нужно было чем-то разбавить обыденность. Напротив впадения реки Тулуюл обнаружили симпатичные скалы, на которых так и хотелось полазить. Почему бы и нет — навесили веревочку, почистили участок от камней и попробовали себя в качестве скалолазов. Пока чистили склон, кроме камней упало еще и пару очень красивых шишек, правда они оказались еще недозрелыми.

Идем навешивать веревочку

Из водников в скалолазы

Ммм.. кемеровские скалы

Пока лазили несколько раз начинал моросить дождик, но всё обошлось малой кровью.

Грибной дождь однако

После скальных занятий устроили очередной перекус, во время которого к нашему удивлению к нам прямо из кустов выехала грузовик с надписью «Путеремонтная». К счастью рядом никакие пути не сломались, это просто водитель катал своих друзей-рыбаков. После этого мы не раз встречали на Кие различные грузовики, начиная от ГАЗ-66-ых и заканчивая древними ЗИЛками, которые форсировали реку чуть ли не напрямую.

Речной "трамвайчик"

В этот день нам надо было встать рядом с деревней Московка — у нас кончался хлеб. По понятным причинам мы хотели встать до неё, а потом с утра сходить до магазина, но пока высматривали нормальные стоянки, мы неожиданно вышли прямо к Московке и пришлось вставать уже за ней. К счастью, никаких происшествий с участием местных не случилось.

В Московке соединились со остальной частью нашей группы, которые шли единичку, и купили в магазине всякой всячины, еще купили парного молока у одной семьи, и одна бабушка дала нам просто так несколько килограммов картошки.

Проходя Московку

В пятый день утро выдалось очень солнечным. Нам предстояло пройти порог Московский, который оказался очень заметным даже с нашим уровень воды. Порог представляет собой камни в русле, которые нужно проходить по центральной струе, присутствует небольшой слалом. Мы зачалились перед порогом на правом берегу, просмотрели его и устроили фотосъемку прохождения. Прямо после порога по пояс в воде стоял рыбак со спиннингом, как его не сносило течением — загадка.

Солнечное утро

В пороге Московский

В этот день мы решили дойти до водопада Девичьи плёсы, поэтому устроили перекус прямо на катамаранах, не причаливая к берегу. И у водопада мы были уже в семь вечера.

Водопад Девичьи плёсы можно узнать по громадному галечному пляжу, который простирается по правому берегу прямо перед этим водопадом. У водопада находится много отличных скал, как с сильно положительным уклоном, так и отвесных, по которым можно полазить, в том числе и детям.

Пляж перед водопадом

Девичьи плёсы

Детское скалолазание

Плюсовые скалы оказались интересны не только детям, но и достаточно большим дядям и тетям. Кого-то они радовали, а кого-то пугали :)

Кому-то весело

А кому-то страшно

Вдоволь налазившись, мы легли спать.

На следующий, шестой, день у нас была полудневка, так как ходового пути было заложено всего 5 км. Мы решили пройти их вечером сразу перед ужином, а пока полазить по скалам. Тем более мы обнаружили чудесный траверс прямо над водой. Он расположен на 50 метров ниже по течению после плюсовых скал, по которым мы лазили. После траверса был еще неплохой отвесный склон, который тоже бы сгодился для скалолазания, но из-за того, что у нас была всего одна веревка, мы не стали там завешиваться.

На завтраке

Скальный траверс

Местный абориген

Каменный гость

Была еще идея подняться на вершину холма по устью водопада, которую мы в итоге реализовали. Просмотрев подходы, решили не идти в обход через лес, поскольку это в несколько раз увеличивало путь и можно было поймать много клещей. По достаточно пологому склону слева от водопада просматривался хороший подход, если его идти со страховкой, используя деревья как точки страховки. Идти там без страховки достаточно опасно, так как на склоне много мха и земли, которая может уйти из-под ног, а лететь там достаточно высоко. Поэтому мы повешали перила, первый шел с нижней страховкой, остальные просто по перилам, веревка потом легко снимается самосбросом. Длины в 50 метров нам хватило в притык. Заодно все освоили азы горной техники.

Если присмотреться, видна навеска

После преодоления этого участка, подняться по водопаду на вершину не составило особого труда, но всё равно нужно быть осторожным при движении в группе по сыпучему склону.

И вот мы на вершине. Полюбовались на красоты, сфотографировались, проверили сотовую связь, которой в итоге не оказалось вплоть до Чумая — нашей конечной точки похода.

На высоте

Вид на лагерь с высоты птичьего полета

Стоит там побывать, не правда ли?

Когда мы спустились вниз, нас уже ждал обед. Быстренько пообедав, начали собираться. Было непривычно собирать лагерь в конце дня. Участок реки от Девичьих плёс до реки Берикуль очень спокойный, Кия местами очень глубокая. По правому берегу увидели выступащий камень-скалу, высотой несколько метров, с которого можно было прыгать с разбега в воду. Но из-за облачной погоды решили не останавливаться, тем более уже темнело. Также по правому берегу ближе к Берикулю на склонах виднелось несколько больших гротов.

Грот

Буквально за час подошли к Берикулю и решили остановиться там. На Берикуле имеется готовый бивак, и хорошие места под палатки на песочном пляжике. Правда, по-видимому, Берикуль достаточно сильно разливается, и весной или после сильных дождей стоянку может затопить. Вдоль Берикуля имеется много тропинок, одни поднимаются к вершине скалы, другие уходят неизвестно куда, возможно выше по Берикулю расположен населенный пункт.

река Берикуль

Скала у Берикуля

Бивак на Берикуле

На Берикуле также имеются скалы, расположенные чуть ниже стоянки, на которых можно полазить. Причем материал, из которого они состоят, напоминает мрамор, возможно это он и есть. Снова нашли неплохие траверсы над водой. Группа, ушедшая лазить по скалам, вернулась с новостью, что обнаружен большой вход в пещеру недалеко от стоянки.

Мраморный траверс

Уже смеркалось, поэтому решили встать на следующий день пораньше и сходить в неё утром, взяв фонарики и каски.

Внутри пещеры

На седьмой день нам предстояло пройти большой километраж, поэтому встали в 7 утра. Пока готовился завтрак, быстро сходили в пещеру. Она оказалась небольшой, но, возможно, под ледовой пробкой есть ход дальше.

Ледовый сталагнат

Пещерный хрусталь

Группа у пещеры

Быстренько позавтракав, отправились в путь, предстояло пройти около 35 км.

Морячка

Солдат спит, служба идет

У ручья Макаракского решили сходить на водопад Макаракский. Он расположен выше на 700 метров по ручью. Когда мы увидели водопад, мы не пожалели потраченного времени на путь до него. У водопада нас встретил фавн.

Идем на водопад

Водопад Макаракский

Сказочный фавн

Как только мы вернулись с водопада, погода резко испортилась, начался дождь. Шли до поселка Макарак не останавливаясь, дождь тоже не думал прекращаться.

Погода испортилась

В Макараке купили в пекарне хлеб, вообще магазинов в поселке достаточно много, и бытовых и продовольственных. К поселку асфальтированная дорога, и достаточно много приезжих рыбаков. Но сотовой связи в Макараке не оказалось.

Когда дождь кончился, устроили перекус на водопаде Лисий, на несколько километров ниже Макарака. Водопад очень высокий и красивый.

Колбаса, хлеб и сыр - как мало нужно для счастья

Водопад Лисий

После перекуса погода вроде бы наладилась, и, воодушевленные, мы двинулись дальше. Заночевать решили на реке Кожух, в нескольких километрах от Чумая, чтобы прийти в Чумай до обеда и успеть посушить катамараны.

Разъяснивается

Где-то между Макараком и Чумаем ожили телефоны — появилась сотовая связь. Постоянно встречали рыбаков. На Кожухе стоянок не нашли, и так как снова начался сильный ливень, прошли еще пару километров и встали в чудесном березовом лесочке на заброшенной стоянке. Там натянули тент, развели костер и начали сушить промокшие вещи и тела.

Сушимся

Мокрый кэп

Созвонились с водителем, он уже выехал из Томска в Чумай. Успокоившись, начали свою крайнюю ночевку на прекраснейшей речке Кия.

Следующее, восьмое по счету, утро снова выдалась пасмурным. Быстро собрав лагерь и почистив стоянку, мы выдвинулись по финишной прямой. Хотя нам нужно было пройти всего 4 км, до Чумая, но это заняло целых полтора часа. Виноват был косой ливень и сильный встречный ветер, из-за которого катамараны практически не двигались с места.

Брррр...

Но все-таки из-за поворота показался знакомый автомобиль и, зачалившись, мы закончили водную часть нашего похода.

Речи о том, чтобы сушиться, быть не могло, так как постоянно моросил дождь. Поэтому быстро свернув катамараны, мы загрузили все вещи в машину.

Сворачиваемся

Шифруясь за машиной, надули воздушные шарики и приготовили смеску из сгущенки и печенек, чтобы поздравить Алёну, ведь у нее в этот день был день рожденье.

День рожденье Алёны

Радуемся завершению похода

Сели в автобус, и уже через несколько часов были в Томске, вечером 25 июня 2011 года.

Дорога домой

В целом Кия оказалась замечательнейшей речкой, как в спортивном плане, так и в плане различных достопримечательностей. Погода выдалась хорошей, не считая последней пары дней, но они не сильно испортили впечатления о походе.

По всем вопросам, замечаниям и предложениям по поводу похода и отчета обращайтесь ко мне — Милошенко Александр, e-mail: ketnak@sibmail.com, сот. +7-906-955-53-23.